Потребление бриллиантов в России: история и современность
Владимир Тесленко
Философия истории учит, что будущее кроется в прошлом. Российская трактовка смысла и цели истории, основных движущих сил исторических событий и механизмов их действия, соотношения исторической необходимости и человеческой свободы – всё это имеет ярко выраженные оригинальные черты.
Российская история проявляется и в деловой активности, и в предпринимательской стратегии, и в стиле бизнеса.
В России (в отличие от линейного развития общества потребления бриллиантов на Западе) бриллиантовое дело развивалось не просто нелинейно, а спиралевидно. Сам бриллиант принимал символическое значение в широких пределах - от атрибута великодержавного могущества до «приглашения на казнь», от материального эквивалента души - до «дешёвых понтов», от валютной ценности - до мещанской пошлости.
"Ты помнишь, как все начиналось…"
Алмазы и бриллианты стали известны в Москве в средние века. По-видимому, их привозили восточные купцы. В Оружейной палате Московского Кремля экспонируются "Алмазный трон" царя Алексея Михайловича, усыпанный алмазами, рубинами и бирюзой. Массовая алмазная мода среди представителей высших классов началась в конце XVII века. Она шла как с Востока, так и из Западной Европы.
Войны России с Турцией и Персией принесли немало восточных трофеев. Среди них - лучшая в мире коллекция индийского ювелирного искусства XVII-XVIII веков.
Корона императрицы
Анны Иоанновны
Русскими мастерами были изготовлены две "Алмазные шапки". В 1730 году была сделана корона для русской императрицы Анны Иоанновны, для которой использовали 2536 бриллиантов.
Екатерина II очень любила драгоценности и щедро раздаривала их своим фаворитам - Румянцеву, Орлову, Потемкину, Зубову. В это время в Петербурге на Миллионной улице жили лучшие мастера-ювелиры, многие из которых выполняли заказы для царского двора (Позье, Людовик Дюваль и др.). Писком моды почитались изделия с бриллиантами - серьги, пряжки для башмаков, поясов, пуговицы и запонки, браслеты, банты, букеты цветов, табакерки и гребни. Некоторые изделия тех времен экспонируются на выставке Алмазного фонда СССР.
Во второй половине XIX века среди ювелирных фирм России выделилась одна, которой руководил Карл Фаберже. По рисункам и образцам Фаберже работал ряд крупных ювелирных мастерских того времени - Реймер, Гольстрем и Коллин, изделия их отличались четким рисунком с рельефными деталями. Очень модными были диадемы, эгреты, колье, пряжки, крупные банты, для изготовления которых применяли бриллианты и цветные полудрагоценные камни.
Расцвет Российской Империи пришёлся на 1900-1914 годы. Богатейшая страна мира стала "номером 1" по потреблению бриллиантов. Императорский Двор был образцом для подражания. Культура потребления бриллиантов снисходила по иерархической лестнице, распространяясь через «полусвет» к среднему сословию (купцы, чиновники, врачи, артисты и даже учителя), к разночинцам. Бытовало модное словечко «шармёр» поклонник изысканного стиля, шарма.
Щедрость российских людей и их желание (и умение) делать подарки поражали многих иностранцев. Подарки преподносили по сотне разных поводов. Император жаловал визитёрам бриллиантовые табакерки, перстни, безделушки; встречно: каждый дворянин мог преподнести подарок Императору и членам его семьи.
Бриллиантовая валюта
Ленинская конфискация 1918-1920 г. стала беспрецедентным явлением в мировом бриллиантовом бизнесе. Большевики, среди прочего, изменили и бриллиантовое дело. Золото и бриллианты воспринимались не с эстетической или романтической точек зрения, а как реальная валюта для закупок продовольствия и промышленных товаров. В феврале 1920 г. был создан Гохран - Государственное хранилище Ценностей. Основу его составили ювелирные коллекции членов императорской семьи.
Фонды Гохрана пополнялись во время гражданской войны небольшими партиями конфиската от политических и экономических противников.
Ценностями оплачивались различные статьи расходов. В конце концов драгоценности через подставных лиц и авантюристов оказывались за границей. Приложил руку к бриллиантовому бизнесу и сам В.И. Ленин (по-видимому, без личной корысти). Он заключил сделку с американским бизнесменом Хаммером: в оплату передал коллекцию бриллиантовых яиц Фаберже, а также оригинальные клеймы, которые в последующем были использованы на Западе для массовых подделок. Другой канал вывоза бриллиантов организовал в 1918 году Меир Валах (позднее ставший министром иностранных дел СССР под псевдонимом Максим Литвинов) через Ревельский порт.
Сталинский аскетизм как антитеза роскоши Романовых свёл публичное потребление бриллиантов практически до нуля. В СССР 1930-1950-х годов существовала смертельная опасность носить бриллианты. Только вторичный рынок с криминальным оттенком и государственные скупки не давали делу затухнуть окончательно. Семейные драгоценности с бриллиантами, например в артистической среде, хранились по всем законам конспирации. Разумеется, в этих условиях бриллианты выполняли человеческие функции - преемственности поколений, утешения, надежды на лучшее будущее.
Технический алмаз
Промышленная эпоха для алмаза
Советское руководство в принципе воспринимало драгоценные камни, в том числе и бриллианты, только как минералы с полезными техническими свойствами. Алмаз как самый твердый материал нашел широкое применение в инструментальных программах 1940-1960. Алмазами затачивались победитовые (композиционный материал - карбид вольфрама на кобальтовой связке) резцы и фрезы. Размонтировка ювелирных изделий (Гохран, конфискат, скупки) приняла массовый характер.
Таким образом, бриллианты стали сырьем для Военно-промышленного комплекса СССР. Они внесли существенный вклад в обороноспособность нашей страны. Для сравнения: в США использовали технические алмазы, получаемые по соглашению с Де Бирс в рамках союзнических отношений с Великобританией. В условиях холодной войны немногочисленные поставки алмазов в СССР осуществлялись через посредников по спецканалам.
Становление алмазно-бриллиантового комплекса СССР
Современное здание Гохран в Москве
Открытие алмазных рудников в Якутии обеспечило базу для алмазно-бриллиантового комплекса СССР. Косыгинская программа создания бриллиантовой промышленности 1962-1965 на базе сырья «Якуталмаза» впечатляет масштабностью: производственные мощности во много превосходили внутренние потребности страны. Бриллианты наряду с нефтью стали важным экспортным продуктом.
Возвращение статуса
Галина Уланова
После смерти Сталина пришёл конец бриллиантовому аскетизму. Украшения с бриллиантами постепенно стали опознавательным знаком принадлежности к партийно-хозяйственной и артистической элите страны. И если артисты, например Галина Уланова и Аркадий Райкин, приобретали бриллианты на гонорары, то «начальники» и их родственники – отнюдь не на зарплаты. Бриллиантовое «безумие» номенклатуры в период застоя 1964-1983 годов стало позорной страницей истории. Галина Брежнева и генерал Щелоков – бриллиантовые герои того времени – надолго останутся как образцы подлого поведения.
Бриллиантовые 90-е
Ельцинская олигархия 1992-1999 годов подняла потребление бриллиантов на небывалую высоту. Бриллиантовые причуды многих олигархов хорошо известны московским ювелирам; но говорить о них рано. А вот на Бон-стрит и пляс Вендом охотно рассказывали, что «русские» в конце 1990-х годов стали покупателями "номер 1", перегнав «арабов».
Бриллиантовое настоящее
Путинское «собирание страны» и стойкий экономический рост дали свой плод: массовое обогащение 2000-2008 годов. Бриллианты пошли в народ. Взрывное потребление бриллиантов характеризуется следующими цифрами: рост с 200 до 2000 млн долл в год с 1999 по 2007 г. Доля среднего класса в РФ по оценкам МЭРТ на январь 2008 г составляет 21%.
Бриллиантовый бизнес наконец-то приобрёл черты развитого организма. Появились дилеры, законно продающие бриллианты, но не производящие их.
Сертифицированный бриллиант в пластиковой упаковке
Появились неоправленные сертифицированные бриллианты для физических лиц.
Появился импорт (в основном бриллианты мелких рассевов из Индии). Наблюдается эволюция сознания российского диамантера: от "стоит только выложить бриллианты на прилавок, и к ним очередь выстроится" до "продажа бриллиантов - это технология, мы должны конкурировать за доверие потребителя».
Меняется в сторону совершенства потребительское сознание. Рынок становится многофакторным, трехмерным, пронизанным тысячами связей по каналам Business-to-Business (B2B) и Business-to-Consumer (B2C).
Эволюция ассортимента камней на рынке отражает устойчивую тенденцию спроса на крупные и качественные бриллианты (как ранее было отмечено в аналитическом материале в 47-м номере "Рынка Алмазов и Бриллиантов"). Растет спрос на услуги сертификации и экспертизы камней.
Прогноз на будущее
Согласно прогнозу Минэкономразвития, к 2010 году доля среднего класса увеличится до 30%, а к 2020 году - до 50% населения. При этом заместитель главы МЭРТа Анна Попова заявила недавно, что к 2010 году реально располагаемые доходы населения по сравнению с 2006 годом увеличатся в полтора раза, а к 2020-му по сравнению с 2008 годом - в два с половиной раза.
С учетом инфляции можно оценить спрос на бриллиантовые изделия в РФ к 2020 г. в 10 млрд долл. в год. Российский бриллиантовый рынок, вероятно, станет третьим в мире по размеру. Отечественные алмазные производители, предприниматели и эксперты уже сейчас должны готовиться к такому «тяжкому бремени». В частности к давлению иностранных ювелиров, росту внутренней конкуренции, «ласковой» опеке криминалитета, «дружеским объятьям» правоохранительных органов.
Заключение
История потребления бриллиантов в России сложна и своеобразна. Однако глубинные стремления наших соотечественников к роскоши вообще и к бриллиантам в частности очевидны. Поэтому бриллиант - сам себе бренд, в том числе и для россиян, и обладать им хотели и хотят многие.
Как и в остальном мире, в России бриллианты сегодня могут себе позволить не только высшие слои общества, но и средний класс. Но это не приводит к снижению цен. Просто для хорошо обеспеченных слоев населения есть дорогие бриллианты, для других граждан - бриллианты, соответствующие их возможностям. Таким образом, востребованными являются самые разные камни, пользующиеся спросом со стороны разных потребительских групп. И мотивы потребления сегодня в принципе те же, что и двести лет назад.
Структура российского рынка постепенно копирует более зрелые зарубежные рынки, которые не были затронуты социалистической эпохой и сопутствующими ей запретами. Этому способствует рост благосостояния граждан и потребительский бум.
На сегодняшний день в России есть практические все звенья алмазопровода. Эту ситуацию можно выгодно использовать для глубокой переработки алмазного сырья внутри страны и при условии конкурентоспособности ограночной и ювелирной промышленности создавать товары - ювелирные изделия с бриллиантами, пользующиеся высоким спросом на внутреннем рынке.