Перспективы инвестиций в бриллианты
Ответы заведующего отделом экспертизы Геммологического Центра МГУ Ю.Б. Шелементьева на вопросы журнала РБК (июль 2006).
Вопрос РБК: На Ваш взгляд, в условиях растущей нестабильности мировой финансовой системы, могут ли бриллианты стать инвестиционным инструментом, который позволит сберечь (и) или преумножить средства населения?
Ответ: Существует предубеждение, что цены на бриллианты никогда не падают и постоянно растут. На этом основана идея использовать бриллианты в качестве инвестиционного инструмента. Однако на протяжении 2000 – 2003 года на рынке бриллиантов наблюдалась стагнация цен. На некоторые категории бриллиантов цены росли, на другие – снижались, но в целом оставались стабильными. Поэтому на фоне инфляции рассматривать бриллиант только как объект инвестиций не имело смысла. Бриллианты покупают потому, что это – абсолютный подарок, способ передать свои чувства к тому, кому он дарится. Бриллиант – это также и украшение, и возможность подчеркнуть статус, и в какой-то мере инвестиция. Бриллианты разнообразны по размеру, форме, цвету и чистоте. Эти параметры определяют цену бриллианта, индивидуальную для каждого камня. Для инвестирования в бриллианты нужно анализировать информацию не только о том, как ведет себя средняя цена на бриллианты, но и как меняются цены на отдельные категории камней.
Вопрос РБК: В какой степени это актуально для сбережений на короткую и на долгосрочную перспективу?
Ответ: И при покупке, и при продаже бриллиантов дилеры и ювелиры в том или ином виде удерживают свои комиссионные. Получается, что покупая бриллиант, мы платим дилеру, и продавая бриллиант, опять платим дилеру. В отличие от операций по обмену валюты в обменном пункте, размер комиссии дилера не является прозрачным и известным для инвестора. Если стоимость бриллианта возросла за год, например, на 10%, то прибыль от продажи бриллианта после года владения им может не покрыть издержек. Поэтому бриллианты чаще покупают из расчета на длительную перспективу.
Вопрос РБК: В какой степени рост стоимости бриллиантов позволяет противостоять инфляции? Можно ли говорить о том, что он опережает инфляцию?
Ответ: Компания Де Бирс проводит маркетинговые исследования рынка бриллиантов. По данным компании, в 2004 году в среднем бриллианты подорожали на 7 – 7,5%. Во многих странах, в том числе и в России, инфляция была выше. Поэтому не имеет смысла инвестировать в первый попавшийся камень. Анализ роста цен на разные по размеру, цветы и чистоте бриллианты позволяет выделить группы камней, цена на который за тот же период выросла в большей степени. Например, двухкаратные бриллианты в среднем выросли в цене за 2004 год на 12%, или на 9% с учетом изменения покупательной способности доллара США.
Вопрос РБК: Как бы Вы сравнили инвестиционные перспективы у неоправленного и оправленного камня?
Ответ: Если принять стоимость неоправленного камня за 100%, то при изготовлении ювелирного изделия к этой стоимости добавятся стоимость дизайна, металла, работы, оптовая и розничная торговая надбавки, наценка за брэнд. Если сумма всех налогов в процентном отношении к стоимости не изменится, то в абсолютном значении она возрастет пропорционально приросту стоимости на всех вышеуказанных операциях. Поэтому, хотя готовое украшение и лучше неоправленного бриллианта в том смысле, что его можно надевать и носить, неоправленный бриллиант существенно дешевле в сравнении с изделием из такого же камня. Одним из приемов создания добавленной стоимости является покупка неоправленного бриллианта с последующим заказом изготовления украшения.
Вопрос РБК: В какие именно камни действительно выгодно инвестировать средства?
Ответ: Никому не известно, как цены на бриллианты будут меняться в будущем. Можно проанализировать, на какие категории бриллиантов цены росли больше всего за последние 5 лет. Это будут в первую очередь бриллианты массой свыше 1 карата с высокими и хорошими цветовыми и качественными характеристиками. Например, рост цен на бриллианты в первом полугодии 2005 года коснулся прежде всего категории высококачественных бриллиантов. С января по июль 2005 цены на бриллианты в 1.5 карата цвета выше H и чистоты выше VS выросли в среднем на 4.5%, на камни в 2–3 карата – на 10%, 4–5 карат – на 13%. Цена камней с высокими показателями цвета и чистоты растет быстрее, чем средняя цена для всей размерной группы.
Вопрос РБК: На что должен обращать внимание инвестор при покупке бриллиантов?
Ответ: На документально подтвержденные подлинность и качество камня, на законность сделки, на динамику изменения цен для данной категории камней. Документами, подтверждающими подлинность и качество бриллиантов являются независимые экспертные заключения геммологических лабораторий и сертификаты. Независимые здесь – ключевое слово. Если на камень нет независимого экспертного заключения, то покупатель должен на 100% доверять продавцу в том, что подлинность камня и качественные характеристики определены профессионально и непредвзято.
Вопрос РБК: Какие, на Ваш взгляд, существуют пробелы в законодательстве, которые необходимо решить для эффективного развития данного сегмента рынка?
Ответ: Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» позволяет гражданам иметь в собственности драгоценные камни. А вот подзаконный акт, постановление правительства № 55 от 19 января 1998 года, устанавливает следующие требования к продаже неоправленных драгоценных камней: «Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней» (статья 61). Таким образом, сделка с участием физического лица с неоправленным бриллиантом, не имеющим сертификата, незаконна. Если отменить эту норму, на прилавках ювелирных магазинов появится гораздо больше бриллиантов, и покупатели перестанут бояться, что по незнанию могут нарушить закон. Но среди предложений бриллиантов в тот же момент появятся бриллианты с неправильно определенными, заведомо завышенными характеристиками, и повысится вероятность обмана потребителя. Поэтому либерализация рынка бриллиантов сработает только в случае грамотности покупателей, которые будут более внимательны к качеству.
Другая проблема, заложенная в том же постановлении № 55, заключается в том, что проданные ювелирные изделия не подлежат возврату или обмену. Это положение отпугивает некоторых потенциальных покупателей, которые не хотят купить то, что нельзя вернуть. Для того, чтобы магазин мог принять ювелирное изделие обратно, сотрудники магазина должны быть способны удостовериться, что камень никто не подменил, а это опять-таки проще всего сделать, если на камень есть сертификат.
Вопрос РБК: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы рынка бриллиантов в РФ?
Ответ: Рынок ювелирных изделий является основным, т.к. большинство людей покупают не камни, а изделия. Этот рынок демонстрирует в последние годы ежегодный прирост на 20 – 25%. Одновременно с этим в России гранится больше бриллиантов, чем наше население способно купить, примерно на 1 миллиард долларов в год. Отечественные огранщики работают на экспорт на 98%, эксперт производится оптовыми партиями, и поэтому огранщики не готовы развернуть продажу бриллиантов в розницу, по одному, занимаясь подбором камня для каждого покупателя в соответствии с его индивидуальными запросами. В России каждый камень приходится искать. Однако соотношение спроса на мировом и внутреннем рынке постепенно меняется, за рубежом продавать бриллианты становится труднее, а спрос в России растет. Сегодня все больше российских огранщиков бриллиантов всерьез задумываются о создании структур розничных продаж бриллиантов и производств ювелирных изделий с бриллиантами. На этом пути огранщикам нужно уметь объяснить покупателям, что бриллиант, ограненный в России – это бриллиант высокого качества, и тот факт, что алмаз для этого бриллианта также был добыт в России – это также преимущество, а не недостаток.
Диаграммы изменения цен составлены по материалам журнала Rapaport Diamond Report .
Об инвестициях в бриллианты см. также статью "Блестящие накопления" в журнале "РБК" (№10, октябрь, 2006)
Здесь можно посмотреть текст статьи "Блестящие накопления" (журнал "РБК" №10, октябрь, 2006, стр. 76-77) в формате PDF. |