|
ВХОД ДЛЯ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:
|
|
|
Инвестиции в бриллианты: новая волна
Ожидается ли всплеск интереса к бриллиантам со стороны инвесторов?
Юрий Шелементьев, Ольга Яковлева
Кризис американской финансовой системы затронул самые разные рынки в самых разных странах. России он тоже коснулся, упали котировки акций, лишив инвесторов надежд на доходы от вложений на фондовом рынке. Вложения в недвижимость и банковские депозиты в России в 2007 году прибыли не принесли, поскольку не перекрыли уровень инфляции. Как уже писал бюллетень «Рынок Алмазов и Бриллиантов» в январе, в 2007 году столичный рынок недвижимости проиграл даже банковским вкладам в рублях, показав 1%-ный рост против 7,5-9%. Инфляция же в прошлом году составила почти 12%.
|
|
Инфляцию подогревает также и падение курса доллара по отношению к рублю. Игра на разнице курсов валют уже стала привычной для многих россиян. Выбор определяется большей доходностью. В конце 2007 г. российские граждане впервые купили больше евро, чем долларов. В связи с кризисом многие инвесторы забирают деньги из разного рода инвестиционных фондов, не рассчитывая получить реальную прибыль и предпочитая другие способы сохранения и преумножения капитала. Поэтому логично, что инвесторы столкнулись с необходимостью искать новые инструменты для вложения своих средств. Что же сегодня есть на рынке?
|
|
|
|
Природные ресурсы всегда в цене
Несомненный интерес представляют природные ресурсы: их запасы по определению ограничены, а стоимость постоянно растет. В первую очередь это касается нефти: в наступившем году уже достигнута отметка в 100 долларов за баррель. В январе был зафиксирован исторический максимум цены на золото – почти 900 долларов за унцию. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении драгоценных металлов платиновой группы.
Алмазы представляют собой классический пример природных ресурсов с ограниченными запасами. Новые крупные месторождения в последние годы не открыты, старые – постепенно исчерпываются.
|
|
Аналитики предполагают, что в будущем спрос будет превышать предложение, и алмазы будут продолжать расти в цене. Ведущие алмазодобытчики мира уже повышают стоимость алмазного сырья.
Так, DTC увеличила цены на своем январском сайте на 3,5%. В феврале также произошло небольшое подорожание части боксов. Более того, Де Бирс анонсировала пересмотр цен в мае и августе. Алмазы АК «АЛРОСА» подорожали на 6,5% для иностранных компаний, потому что с этого года покупатели сами будут платить экспертную пошлину. Российские покупатели будут платить 18% НДС. А поскольку для огранщиков подорожает сырье, это неминуемо приведет к росту цен на бриллианты.
Бриллиант удобен еще и тем, что имеет большую стоимость, сконцентрированную в малом объеме. Со временем с ним ничего не происходит, он занимает мало места и легко транспортируется.
|
|
|
|
Анализ цен на бриллианты
Рост цен на алмазы и бриллианты прослеживается на протяжении не просто десятилетий, а веков. С тех самых пор, как цены начали отражаться в бухгалтерских книгах средневековых купцов, бриллианты практически постоянно росли в цене. Были опасения, что бриллианты обесценятся, в моменты открытия новых крупных месторождений, но в настоящее время нет никаких предпосылок говорить о том, что эта тенденция роста приостановится.
Для разных стран и разных социальных групп характерны различные мотивы приобретения бриллиантов. Желание купить бриллиант основывается на традициях, бриллиант воспринимается как выразитель роскоши, статуса, прекрасный подарок. Например, в США существует давняя традиция дарить невесте на помолвку Engagement Ring – кольцо с бриллиантом. Зачастую для покупки камня имеет место совокупность причин. Тем не менее, каким бы ни был основной мотив, всегда присутствует инвестиционная составляющая.
|
|
На современном рынке бриллианты можно разделить на две категории: «обычные» и редкие – сочетающие в себе высокие цветовые и качественные характеристики и большую массу. Динамика прошлого года показала, что высококачественные бриллианты массой свыше 3 карат значительно выросли в цене. На некоторые позиции подорожание составило более 50%. В США рекомендации инвестировать в бриллианты слышны из уст экспертов Уолл-стрит. Инвестирование в бриллианты становится одной из новых возможностей для сохранения и преумножения капитала. Однако рядовые бриллианты являются гораздо менее инвестиционно привлекательными, чем крупные камни высоких характеристик.
|
|
|
|
Рост цен на бриллианты (в %)
(январь 2008 по сравнению с январем 2007)
|
|
|
|
Покупка неоправленного бриллианта в инвестиционных целях гораздо выгоднее, чем готового ювелирного украшения. В цену украшения заложены не только стоимость камня, металла и работы, но и торговые надбавки, а также более высокие налоги. А если инвестор со временем решает продать готовое украшение, то сталкивается с рядом проблем и главная - низкая оценка при обратном выкупе профессионалами рынка.
|
|
Поскольку разница между соседними группами цвета и чистоты для непрофессионального взгляда незаметна, а на цену оказывает значительное влияние, то необходимо подтверждение характеристик камня со стороны независимой лаборатории.
|
|
|
|
Цена покупки и цена продажи
Для того чтобы принимать обоснованное решение об инвестициях, нужно знать цены и их динамику. Инвесторам нужно рассчитывать доходность, и для этого нужны ориентиры, цены покупки, а также потери при перепродаже.
Но бриллианты все разные, в отличие от стандартного барреля нефти или стандартного банковского золотого слитка. Инвесторы всего мира ориентируются на прайс-лист Рапапорта, но если обычные бриллиант профессионалы рынка продают друг другу со скидкой по отношению к этому прайс-листу, то инвестиционные – с надбавкой. А когда камень доходит до конечного потребителя, надбавка к Рапапорту доходит до 50 – 100%.
Существует проблема вторичного рынка. В психологии инвестора очень важной является возможность продажи инвестиционного инструмента, условия которой должны быть привлекательными. Только такие условия могут принести уверенность в доходе людям, заинтересованным в инвестировании своего капитала в бриллианты. Человек, желающий разумно инвестировать средства, в первую очередь стремиться узнать свои издержки и проблемы, с которыми он может столкнуться, а рынок бриллиантов такой возможности не предоставляет.
|
|
Скупка бриллиантов у населения в России не отлажена: дилеры не скупают, в ломбардах рассчитывают цены с большой скидкой. Например, если бриллиант подорожал в течение года на 45%, то 15% может «съесть» инфляция, а скидка – составить оставшиеся 30%. В таком случае инвестор ничего не выиграет. Поэтому бриллианты всегда рассматривались как долговременная инвестиция.
Если рассмотреть инвестиции в золото, то там дилерами традиционно являются банки. Они предлагают инвесторам открывать счета в драгоценных металлах. В этом случае известен размер банковской комиссии за покупку и продажу металла, а следовательно, можно просчитать уровень доходов и расходов. В отношении бриллиантов ситуация сложнее. Инвестору неизвестна торговая надбавка, с которой он приобрел камень у дилера, равно как и скидка, с которой его потом продадут. Один из возможных вариантов – оправить камень и продать готовое изделие. Ломбард все равно оценит такое изделие как стоимость камня + металла, но в ювелирном магазине можно выручить цену готового изделия (естественно, за вычетом комиссионных этого магазина), что может быть выгодно даже в краткосрочной перспективе.
|
|
|
|
Заключение
Бриллиант благодаря тому, что рост цен превысил инфляцию в большинстве стран, обретает инвестиционную привлекательность. Большая часть камней на рынке не относятся к инвестиционным, поэтому ключевое значение имеет поиск такого камня, который будет и дальше расти в цене. Инвестировать имеет смысл только в определенные бриллианты. Для указанной нами цели подходят крупные высококачественные камни массой от 3 карат и выше с характеристиками цвета D-H и группами чистоты Fl-VS2.
|
|
Доля крупных качественных алмазов при добыче невелика, поэтому и указанные бриллианты относятся к дефицитным. При этом профессионалам рынка нужно создать такие условия для потенциальных инвесторов, при которых они могли бы в дальнейшем без особых проблем и затрат продать эти камни и получить реальный доход. При этом в выигрыше останутся обе стороны: и потребитель, способный управлять своими инвестициями, и продавец, который получит еще одну категорию потребителей, причем постоянных.
|
|
|
|
|