По решению Еврокомиссии АК "АЛРОСА" к 2009 году должна полностью прекратить поставки алмазов для De Beers. В связи с этим АЛРОСА решила строить свою сбытовую политику самостоятельно. О дальнейших шагах компании в интервью "Ведомостям" рассказал президент АК "АЛРОСА" Сергей Выборнов.
– Как будет строиться сбытовая политика?
– У АЛРОСА раньше не было сбытовой стратегии: около 50% алмазов продавали De Beers. Наверное, это было удобно. Но монополии De Beers больше нет. Мощные игроки – BHP Billiton и Rio Tinto занимают существенную долю рынка, хотя и меньшую, чем мы. Африканские страны, в которых сейчас работает De Beers, начинают менять правила игры, и компании приходится сокращать добычу и долю рынка. Сейчас мы уже практически сравнялись с De Beers по степени влияния на мировом алмазном рынке, АЛРОСА же будет и дальше увеличивать свою – долю.
АЛРОСА планирует создать в Москве торговую площадку со своей необходимой инфраструктурой, включая финансирование по банковской линии. У нас банки пока не предоставляют кредиты под залог камней, и этим вопросом нам предстоит заняться. Клиенты должны приезжать к нам сами, а не мы к ним. Зарубежные торговые представительства АЛРОСА будут заниматься контролем за ценовыми трендами. Через площадку в Москве будет продаваться большая часть алмазов. Причем продажи в основном будут осуществляться по долгосрочным контрактам. Количество постоянных клиентов будет ограниченным: будем оставлять крупных, понятных, которые действительно могут поддерживать рынок.
– В прошлом году летом АЛРОСА подала иск в Европейский суд, в котором пыталась оспорить процедуру принятия Еврокомиссией решения, по которому должна прекратить поставки сырья в адрес De Beers к 2009 г. Вы будете отзывать этот иск?
– У АЛРОСА нет цели оспорить решение Еврокомиссии, этот запрет в первую очередь касается De Beers. Но наши юристы проделали большую работу, и сейчас, когда мы можем получить положительное решение по этому иску, отзывать его было бы нецелесообразно.
– Как теперь будут строиться взаимоотношения с De Beers?
– Торговая площадка в Москве не регулируется Еврокомиссией, ведь Россия не входит в Евросоюз. Есть масса юридических возможностей продолжить работу с De Beers, если она дальше захочет покупать у нас алмазы.
У нас нет цели сохранять торговые отношения с южно-африканской компанией любой ценой. Если раньше были экспортные квоты и по-другому было нельзя, то сейчас ситуация меняется: за работу по долгосрочным контрактам и тот ассортимент, который мы предоставляем, клиенты должны платить нам премию. Ведь мы, в свою очередь, должны четко понимать, какой вид сырья и в течение какого времени хочет от нас получать клиент, на каком временном горизонте он сможет эффективно работать.
– АЛРОСА собирается развивать ювелирный бизнес?
– У нас есть планы по созданию ювелирного бренда в секторе high и medium. Мы будем производить и продавать ювелирные изделия для женщин, детей и мужчин. АЛРОСА проводила исследования: за рубежом среди женщин и мужчин популярны покупки украшений для себя. Для детей родители готовы покупать украшения чуть ли не с грудного возраста.
Производить украшения будут предприятия по аутсорсингу. С точки зрения соотношения цена – качество нам интересны предприятия Армении. В течение пяти лет мы планируем создать сеть из 50 магазинов в Москве и других крупных российских городах. Стоить ювелирные изделия будут от $800.
В создание бренда может быть инвестировано до $50 млн. Со стороны инвесторов есть желание финансировать этот проект. О его параметрах мы объявим осенью, возможно в сентябре.
– Ювелирные изделия будут выпускаться под маркой “АЛРОСА“?
– АЛРОСА – сама по себе уже бренд. Почему бы и нет: название “АЛРОСА” придаст весомости нашему новому бизнесу.
– Почему вы решили заняться таким бизнесом?
– Ключевая характеристика нашего бренда – идеальное качество. АЛРОСА, как монополист и госкомпания, должна помочь в создании спроса и наведении порядка в ювелирном бизнесе в России, поскольку не секрет, что его большая часть находится в серой зоне. По статистике МВД, продажи некачественных изделий составляют около 60%. Я думаю, что эта цифра может быть значительно выше.