Политика Де Бирс в области укрепления доверия потребителей к алмазам и бриллиантам
8 июня по приглашению Алмазной Палаты России представители Де Бирс, крупнейшей в мире компании по добыче алмазов, провели в Москве информационное мероприятие по вопросам укрепления доверия потребителей и деятельности Де Бирс в этом направлении, а также презентацию программы «Принципы наилучшей практики ведения бизнеса».
Среди задач, которые компания Де Бирс ставит перед собой и перед всем алмазным сообществом, основной является обеспечение доверия потребителей к бриллиантам в целом и сектору розничных продаж - в частности. Представители Де Бирс отметили, что укрепление доверия – многогранная задача: она касается и синтетических, и облагороженных камней, «алмазов из горячих точек», недопустимости использования детского труда, вопросов экологии и многих других.
«Доверие потребителей к бриллиантам складывается из двух составляющих: доверия к алмазу как объекту инвестиций и доверия к алмазу как олицетворению лучших человеческих эмоций. Бриллианты, ограненные из природных алмазов, являются уникальным предметом роскоши, призванным олицетворять чистоту и любовь, в то время как синтетические камни - не более чем созданный человеком продукт, равный среди прочих. Поэтому в части решения данной проблемы важной задачей является недопущение смешивания на рынке этих двух принципиально разных товаров», - заявил глава делегации Тим Дэбсон. «Доверие потребителей к алмазной отрасли невозможно без объяснения основ этого бизнеса, вложений в социальную сферу и охрану природы, а также информирования потребителей, что представляют из себя имитации алмаза, синтетические и облагороженные бриллианты. Демонстрируя, что в алмазном бизнесе соблюдаются этические нормы, экологические стандарты и необходимая прозрачность на всех участках (геологоразведка, добыча, сортировка и оценка, огранка, производство ювелирных украшений, розничные продажи), потребителям, неправительственным организациям, правительствам, деловым партнерам и другим заинтересованным сторонам недостаточно сказать, что мы соблюдаем все нормы: мы должны уметь доказать это!».
Решение задачи укрепления доверия потребителей к природным алмазам в условиях появления на рынке синтетических и облагороженных алмазов компания Де Бирс осуществляет посредством выявления таких алмазов. На протяжении двух десятилетий научно-исследовательское подразделение Де Бирс в Мейденхеде (Великобритания) работает над созданием оборудования для оперативного обнаружения синтетических алмазов. Для диагностики синтетических бриллиантов компания Де Бирс разработала два прибора, позволяющие с высокой точностью отличать природный камень от синтетического – это DiamondView и DiamondSure. Кроме того, Де Бирс требует от своих клиентов предоставлять полную и достоверную информацию о производимых ими бриллиантах.
Такая политика полного раскрытия информации была одобрена ведущими отраслевыми организациями – Всемирной Федерацией алмазных бирж, Международной Ассоциацией производителей бриллиантов, Всемирной Конфедерацией ювелиров. В рамках Всемирной конфедерации ювелиров недавно была создана Комиссия по доверию потребителей.
Важнейшим элементом борьбы за укрепление доверия потребителей является деятельность мирового алмазного сообщества в рамках Кимберлийского процесса, призванного исключить из легального оборота алмазы, происходящие из зон вооруженных конфликтов и добытые незаконным путем. Разработанная и внедряемая в жизнь Схема сертификации Кимберлийского процесса действует с помощью цепи гарантий на каждом этапе движения необработанных алмазов, бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами.
Российский алмазный бизнес полностью разделяет и реализует на практике международные договоренности, достигнутые в рамках Кимберлийского процесса. Так, Алмазной палатой предпринят ряд мер, необходимых для применения цепи гарантий в торговле драгоценными камнями. В частности, разработана и принята членами АПР, а также подписана другими участниками торговых операций в Палате «Декларация о содействии в предотвращении торговли алмазами, которые имеют происхождение из зон конфликтов». Декларацию также приняли Ассоциация российских производителей бриллиантов и Ассоциация «Гильдия ювелиров России».