Сергей Выборнов о совместной политике с другими алмазодобытчиками и ситуации на рынке
03.02.09
Сергей Выборнов о совместной политике с другими алмазодобытчиками и ситуации на рынке
Из-за кризиса спрос на бриллианты упал. Восстановить рынок бриллиантов крупнейшие алмазодобывающие компании мира решили сообща, рассказал в интервью «Ведомостям» президент АК «АЛРОСА» Сергей Выборнов.
«Нынешняя ситуация уникальна — ничего подобного еще не случалось. Базируясь на опыте нашей отрасли, могу сказать, что кризис имеет психологический оттенок. По продажам изделий с бриллиантами видны настроения людей… Кризис сказался на настроениях наших клиентов, и мы видим, что продажи упали. По итогам новогодних продаж в США рынок luxury сократился на 20-25% — это пока предварительные данные. До конца года спрос, думаю, восстановится, однако есть существенный негативный момент — на рынке скопились очень большие стоки, прежде всего сырья, но и бриллиантов тоже. Стоки начали скапливаться у индийских производителей, а сейчас распространяются на всю цепочку. По разным оценкам, объем стоков около $15-20 млрд., при том что ежегодные объемы продаж сырья — около $10 млрд. В России ситуация уникальная, у нас в IV квартале продажи изделий с бриллиантами выросли на 40%, правда в недорогом сегменте. Только, к сожалению, объем продаж невелик».
Для того чтобы поддержать рынок, АЛРОСА сейчас продает свои бриллианты в Гохран. «Мы должны сложный момент пережить, зиму — весну, и, видимо, тогда потихонечку будем возвращаться на рынок. Нам это нелегко еще и потому, что 2009 год – для АЛРОСА наиболее активный год по плану строительства подземных рудников. На них мы потратим максимальное количество денег. Сокращать финансирование мы не можем, поскольку это будет означать отказ от добычи», - рассказал С.Выборнов.
Ежегодно АЛРОСА, по словам Выборнова, продает алмазы на сумму $2,8 млрд. «Хотели бы в этом году сохранить те же объемы продаж. Продажи в Гохран — рыночная мера, это не какой-то уход в кубышку. Мы создали дефицит российского сырья. Это дает нам хорошие переговорные позиции с держателями больших стоков — крупнейшими дилерами и ограночными компаниями, с теми, с кем мы выстраиваем долгосрочные контрактные отношения. Это наша работа на будущее», - рассказал он.
С. Выборнов сообщил о том, что последние полгода компания проводит работу с крупными производителями бриллиантов, особенно теми, которые занимают дополнительную позицию на рынке ювелирных изделий. АЛРОСА напрямую продает сырье Tiffany & Co. Это уже конец алмазопровода – они пока единственные, кто сумел создать собственную сырьевую команду. Насколько мне известно, ни одна другая ювелирная компания такого не сделала. Это идеальный вариант, поскольку мы могли бы на длинную перспективу подписывать договор, понимая, что производителю нужны алмазы определенного размера, качества, цвета. Для нас это гарантия сбыта. Но распаковать все наше сырье по таким контрактам — это очень сложно сделать. К тому же кризис очень сильно почистит этот рынок, посмотрим, кто останется.
Кроме того, С. Выборнов поведал о планах крупнейших производителей алмазного сырья — АЛРОСА, Де Бирс, BHP Billiton, Rio Tinto, Harry Winston — провести маркетинговую кампании по продвижению бриллиантов. Проект Generic Diamonds Marketing будет продвигать бриллианты без привязки, где именно они огранены и кем добыты. Это совместный вклад добытчиков в развитие рынка. Президент АЛРОСА полагает, что крупные игроки в других частях алмазного трубопровода присоединятся к этому проекту.