Несколько реальных примеров "покупок", из практики работы экспертов – геммологов:
Пример № 1. Российская туристка, приехав в Израиль, узнает, что Израиль – родина бриллиантов. Гид привозит туристку в составе группы на ограночную фабрику, где торговцы объясняют, что в любом другом месте бриллианты будут продаваться с торговой наценкой, а вот фабрика – это производитель, и цен ниже чем у производителя просто не может быть нигде. Бриллиант можно купить буквально за полцены. Торговец демонстрирует прайс-лист Рапапорта, объясняет, что это – мировые цены и предлагает купить любой камень на этой фабрике со скидкой 50% от этого прайс-листа. Счастливая покупательница возвращается с камнем в Россию и некоторое время пребывает в блаженном неведении, обычно до первого контакта с экспертом – геммологом. После того, как геммолог профессионально и независимо определяет характеристики бриллианта, оказывается, что при продаже они были завышены, примерно на 4 группы цвета и 3 группы чистоты, что неудивительно, поскольку абсолютное большинство покупателей не умеют самостоятельно определять цвет и чистоту камней. Если теперь определять цену того же камня по тому же прейскуранту Рапапорта, то нужно смотреть совершенно в другую графу таблицы, где и цена указана совсем другая. Оказывается, за камень было уплачено не 50%, а 130% от прайс-листа Рапапорта, да к тому же и качество огранки – довольно посредственное. Остается утешаться тем, что камень – не имитация, а природный бриллиант.
Пример № 2. Индивидуальный предприниматель, работающий в области купли – продажи ювелирных украшений, очень выгодно купил перстень с полуторакаратным бриллиантом и взял билет на самолет до Москвы, где его уже ждал клиент. В самолете, листая журнал ювелирной тематики, предприниматель наткнулся на статью, описывающую свойства недавно появившейся на рынке имитации алмаза – синтетического муассанита. У него возникла мысль, что камень, который он везет с собой, вполне может оказаться этим самым муассанитом. И действительно, геммологи подтвердили его догадку, что позволило приостановить проведение продажи в Москве и вернуть перстень с камнем предыдущему владельцу, избежав как значительного материального и морального ущерба.
Пример № 3. В московском магазине частным лицом было приобретено бриллиантовое ювелирное украшение (серьги, размер каждого из двух бриллиантов 1 ct) с заявленными характеристиками 4/4. Независимая экспертиза определила характеристики камней как 5/7а, т.е. хуже на 1 группу цвета и на 4 группы качества. И хотя выяснилось, что розничная цена изделия находилась на одном уровне с ценами на другие изделия с камнями 5/7а, т.е. продавцы никого не обманывали в плане цены, тем не менее покупатель был недоволен и чувствовал себя обманутым в плане качества, и по этой причине вернулся в магазин, предъявил претензии и потребовал возврата денег.
Общим местом для этих и других подобных примеров является отсутствие заключения независимой экспертизы на бриллианты, удостоверяющего их подлинность и качество. Обойтись без экспертных заключений или сертификатов может только тот покупатель, который в состоянии самостоятельно определить подлинность и качество камня, или доверяющий продавцу на 100% . Нужно учитывать, что изготовители украшений с бриллиантами часто экономят на сертификатах. Это делается не потому, что сертификация очень дорогая процедура, а чаще потому, что после оправления в изделие экспертам гораздо труднее оценить камень, определить массу, цвет и чистоту, и уже оправленный камень можно продать дороже, просто завысив его массу и характеристики. До тех пор, пока покупатель не требует независимое экспертное заключение, есть реальные шансы, что характеристики будут искажены, и обычно не в его пользу.
|